Подбор бухгалтера: как не прогадать с выбором специалиста
Бухгалтер – специалист, занимающийся учетом финансовых операций и отчетов в организации. Он полностью отвечает за все, что касается финансов и бюджета компании.
Бухгалтеры играют важную роль в обеспечении финансовой прозрачности и соблюдении законодательства о налогообложении. Это грамотный специалист, который станет правой рукой руководителя и поможет принять взвешенные решения во всем, что касается денежных средств.
Навыки и обязанности бухгалтера
Диплом о высшем экономическом или финансовом образовании – еще не все, чем должен обладать бухгалтер. Он должен владеть конкретным набором навыков, указываемых в резюме.
Обязанности бухгалтера:
Учет финансовых операций. Отвечает за регистрацию всех транзакций: доходов, расходов, покупок, продаж, выплат сотрудникам, и др. Включает также ведение электронных журналов, таблиц и учетных книг.
- Составление финансовой отчетности: баланса, отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств.
- Подготовка налоговой отчетности. Бухгалтер занимается расчетом и подачей налоговых отчетов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (НК РФ). Отчитывается по налогам на прибыль, НДС, на доходы физических лиц.
- Учет заработной платы. Рассчитывает и начисляет заработную плату сотрудникам, учитывает налоги и страховые взносы.
- Бюджетирование и прогнозирование. Отвечает за финансовое планирование компании и составление бюджета.
- Соблюдение налогового законодательства. Специалист обязан соблюдать законы и нормативные акты, связанные налогообложением. Он также должен следить за изменениями в законах и применять их в работе.
- Анализ бухгалтерской информации. Чтобы выявить тренды, проблемы и возможности для улучшения экономической производительности компании.
- Советы и консультирование руководства. Помогает в принятии стратегических решений.
- Управление активами и обязательствами. Отвечает за инвентаризацию и амортизацию активов.
- Соответствие федеральным стандартам бухгалтерского учета Минфин России.
Для выполнения своих обязательств бухгалтер должен владеть конкретными навыками. Это:
- знание бухгалтерской и налоговой базы – фундамента работы;
- умение работать соответствующим ПО: стандартный набор Microsoft Office, 1C, «Мое дело», «Налогоплательщик ЮЛ», и др.;
- аналитические навыки;
- знание методов расчета и начисления заработной платы;
- умение работать с налоговым и социальным страхованием;
- навыки бюджетирования, прогнозирования доходов и расходов;
- опыт составления отчетности;
- ведение кассовой книги и складского учета;
- навык проведения инвентаризации.
Работодатель может добавить или убрать некоторые требования, чтобы специалист соответствовал стандартам компании. За услугами можно обратиться в кадровое агентство или самостоятельно нанять штатного сотрудника.
Личные качества
Не менее важные характеристики, на которые стоит обращать при поиске кандидата и указывать в вакансии.
Как правило, главный бухгалтер – сдержанный, на первый взгляд необщительный и замкнутый человек. Это вполне нормально, ведь главбух – не пиарщик или HR-менеджер, который должен находиться в постоянном контакте с людьми. Наоборот, его лучший друг – цифры и бумаги. Отсюда и берется внешнее спокойствие и сосредоточенность. Поэтому не смущайтесь, если некоторые претенденты покажутся вам неэмоциональными.
Бухгалтер должен уметь планировать работу, соблюдать сроки и приоритеты. Большой плюс – умение четко и эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами. Точность и внимательность к деталям – обязательная черта, без которой в принципе невозможна работа в бухгалтерии. Если вы видите, что сотрудник нерасторопный, часто допускает и ошибки, помарки – это повод задуматься о его смене.
Важна гибкость и способность адаптироваться к изменениям в законодательстве, технологиях и процессах. Грамотный бухгалтер должен быть с компьютером на «ты», разбираться в основных программах и ПО.
Главбух редко взаимодействует с персоналом, чаще проводит время в своем кабинете. Несмотря на это, он должен уметь сотрудничать с другими членами команды и решать задачи совместно. Абсолютный интроверт – плохой вариант.
Как провести собеседование
На этапе собеседования вы можете отсеять потенциальных кандидатов. Важно, чтобы диалог проходил с глазу на глаз, желательно в формальной обстановке. Заранее подготовьте список интересующих ваш вопросов.
Что можно спросить при подборе соискателей:
- Сколько вы работали на предыдущем месте?
- Какими программами вы владеете и используете в своей работе?
- Как вы справляетесь с большой нагрузкой и сроками?
- Как вы относитесь к обновлениям в налоговом законодательстве? Как вы узнаете о них?
- Как бы вы объясните сложный вопрос коллегам, которые не обладают такими же знаниями?
- Что бы вы сделали, если бы выявили случай возможного мошенничества или недобросовестной деятельности в компании?
- Что вы делаете для собственного профессионального развития и обучения? Как часто проходите курсы, посещаете лекции?
- Как бы вы решили ситуацию, если бы вас оштрафовали налоговые органы из-за ошибки в налоговой отчетности?
Оптимальный срок работы бухгалтера на предыдущем месте – 2-3 года. Это специалисты, которые долго держатся на своих местах, особенно, если представляют ценность. Если работник неоднократно менял компании, не держался на своем меньше дольше 1 года – повод задуматься о его компетенции.
Средняя заработная плата
Средняя зарплата бухгалтера по Москве на 2023 год начинается от 70 000 руб. Максимально – 120 000 руб. По регионам цифра меньше – от 30 000 руб. до 50 000 руб. Если специалист занимается комплексным учетом, а не отдельной категорией, например, налоговой, зарплата будет выше.
Роль бухгалтера в ведении бизнеса
Закон не обязывает компанию нанимать главбуха. За ведение финансов может отвечать сам руководитель. Но, как правило, у него куча других обязанностей и дел, которые проще делегировать специалисту.
Как найм бухгалтера повлияет на ваш бизнес:
- Повысится финансовая стабильность.
- Снизится риск юридических проблем. Бизнес станет полностью «белым» и безопасным.
- Разработка финансовых планов станет быстрее и эффективнее.
- Снизятся финансовые риски, будут приняты меры по их управлению и устранению.
- Оптимизируются расходы и увеличатся доходы компании.
- Привлечете потенциальных спонсоров и инвесторов, которые будут уверены в надежности вашей компании.
- Снизятся финансовые потери и убытки. Бухгалтер предупреждает возможные ошибки и мошенничество.
- Успешно пройдете аудит. Специалист подготовит компанию к внутренним и внешним проверкам.
- Сэкономите время и ресурсы. Другие сотрудники, в том числе руководитель, смогут фокусироваться на основных бизнес-задачах.
- Улучшите репутацию компании.
Бухгалтер – надежный партнер для стабильной и профессиональной компании. Особенно актуально для малого и среднего бизнеса. Они только встают на ноги и нуждаются в дополнительном контроле. Роль специалиста не ограничивается простым ведением счетов. Он – стратегический советник, который избавит вас от лишней волокиты и оптимизирует бизнес-процессы.
FAQ: ответы на часто задаваемые вопросы
- Кто такой бухгалтер?
Это профессионал, ответственный за учет и анализ финансовых данных компании, соблюдение налогового законодательства, а также обеспечение финансовой прозрачности и стабильности предприятия.
- Чем занимается бухгалтер?
Учетом финансовых операций, подготовкой отчетности, расчетом налогов и соблюдением законодательства в области налогообложения.
- Что самое важное в работе бухгалтера?
Внимательность, точность, надежность и юридическая чистота документации. Также высокий уровень этики и конфиденциальности в обращении с финансовыми данными.
- Как бухгалтер влияет на эффективность бизнеса?
Он помогает в принятии обоснованных решений и оптимизации расходов. Повышает эффективность бизнеса и его финансовую стабильность.
- Что влияет на стоимость бухгалтерских услуг?
Объем работы, опыт и квалификация, масштаб компании.
- Что нужно учесть при приеме на работу?
Опытработы, специализация, знание НК РФ, коммуникабельность и внимательность.